Известия,
14 февраля 1996 г.
Россияне встревожены увеличением платных услуг в медицине 402 просмотра
В декабре 1995 г. Союз потребителей России провел опрос 1400 респондентов в 17 регионах страны. Цель опроса — выявить отношение россиян к медицинскому обслуживанию населения и суть проблем, возникающих в связи со становлением страховой медицины.
В прежних опросах, проведенных СПР, было выявлено, что по запущенности среди сфер потребления медицинскому обслуживанию респонденты отводят малопочетное третье место. Последний опрос в основном подтвердил негативную оценку и позволил уточнить суть претензий пациентов.
Так, только 14% опрошенных в целом были довольны работой своей поликлиники. Более всего претензий было по техническому медицинскому оснащению — около 43% респондентов выразили недовольство. Организация приема пациентов не удовлетворяет 37% опрошенных. На недостаточную внимательность персонала указали 31%. Недостаточное техническое оснащение стало причиной того, что многим пришлось проводить необходимые обследования на стороне. Непосредственно квалификацией врачей остаются недовольны 23% опрошенных пациентов.
Самые низкие оценки работы своей поликлиники дают респонденты, имеющие низкий жизненный уровень, плохое самочувствие, рабочие, служащие, работники сельского хозяйства. Напротив, наиболее положительно относятся к существующему состоянию медицинского обслуживания те, кто редко болеет, чей уровень жизни наиболее высокий, из социальных групп — предприниматели.
Один из вопросов анкеты — что вызывает сегодня наибольшую тревогу в медицинском обслуживании населения. Ответы на него жителей города и села и в среднем по России приведены в таблице 1.
Таблица 1 (в % к числу опрошенных)
Проблемы
|
В целом
|
Город
|
Село
|
1. Высокая стоимость лекарств |
76
|
79
|
70
|
2. Сокращение объема бесплатной медицинской помощи |
52
|
60
|
35
|
3. Отсутствие правовой защиты пациентов |
33
|
38
|
23
|
4. Падение качества медицинского обслуживания |
29
|
32
|
24
|
5. Отсутствие особого внимания к здоровью детей |
25
|
29
|
18
|
6. Недостаточное количество поликлиник, больниц, аптек |
10
|
18
|
7
|
Как видно, наибольшее беспокойство вызывают высокая стоимость лекарств и снижение объема бесплатной медицинской помощи.
Естественно, чем хуже здоровье и ниже уровень жизни опрашиваемых, тем больше их беспокойство по поводу растущей стоимости медобслуживания. Примечательно другое — высокая стоимость лекарств беспокоит также 74% респондентов, оценивающих свое здоровье как хорошее, 73% наиболее обеспеченных респондентов и 58% предпринимателей. Это свидетельство того, что без государственного регулирования цен на лекарства и медпрепараты не может обойтись абсолютное большинство населения.
Третья по настоятельности проблема — отсутствие правовой защиты пациентов — воспринимается различными социальными группами в основном одинаково, поострее ее воспринимают предприниматели и ИТР. Видимо, они более подготовлены в области права, чем остальные.
Выше среднего показателя беспокоит отсутствие особого внимания к здоровью детей тех респондентов, у которых они с наибольшей вероятностью есть: в возрасте до 34 лет, неработающие, живущие в нищете.
Непонятно равнодушие пенсионеров к этой проблеме. Она беспокоит только 8% их численности. Даже хронические больные уделяют ей в 3 раза больше внимания. Видимо, старшее поколение поставлено в такие тяжелые условия, что у большинства из них собственные конкретные проблемы заслоняют остальные.
Таблица 2 (в % к количеству ответов)
Причины неполучения полиса ОМС
|
В целом
|
Город
|
Село
|
1. Ничего не слышал об этом |
27
|
19
|
38
|
2. Не знаю, где его получить |
40
|
41
|
40
|
3. Плохо организована выдача полисов |
24
|
25
|
22
|
4. Другие причины |
11
|
18
|
2
|
По данным опроса, более 62% населения получили полисы обязательного медицинского страхования. Естественно, этот показатель в городах гораздо выше, чем в сельской местности (соответственно 69% и 48%). Абсолютное большинство респондентов отметило, что при получении полиса ОМС практически не испытало никаких трудностей. А вот те, кто не получил полисы ОМС, назвали следующие причины.
При более тщательном анализе выяснилось, что «другие причины» указывали в основном жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Оказалось, что здесь причиной неполучения полисов стал отказ в выдаче полисов для жителей областей, работающих в городах. Поскольку Москва и Санкт-Петербург являются субъектами федерации, они и окружающие их области имеют самостоятельные бюджеты и фонды ОМС.
Власти же городов и областей никак не могут договориться о порядке взаимных расчетов по этим вопросам. В результате страдают пациенты.
Согласно опросу, пока что среди респондентов больше сторонников прежней системы медицинского обслуживания, чем той, которая вводится (соответственно 36% и 35%). Велика доля тех, кто не определился в своих симпатиях (20%).
Причина в том, что, как полагает абсолютное большинство опрошенных (почти 70%), никаких изменений в медицинском обслуживании не произошло. Более того, около 11% указали на негативные изменения в медобслуживании. Положительные изменения отметили лишь 21%, из них 14% указали на возможность выбирать врача, поликлинику, 2,6% отметили экономию времени на медицинское обслуживание, 4,6% полагают, что повысился качественный уровень медобслуживания.
Респонденты полагают, что от введения обязательного медицинского страхования в первую очередь выиграют медицинские страховые компании (32%) и состоятельные люди (17%). Только 7% называют в числе выигравших большинство населения, еще 5% полагают, что выиграют все в равной степени. Еще 7,1% думают, что введение ОМС идет на пользу медицинским работникам. Абсолютными пессимистами являются 9% респондентов, которые считают, что от этого дела никто не выиграет. Очень большая доля (38%) затрудняется ответить на данный вопрос.
Очевидно, что наряду с проблемой совершенствования системы ОМС необходимо повысить и уровень информированности о ней широких масс населения.
Евгений МЯСИН, сопредседатель Союза потребителей РФ
Вся пресса за 14 февраля 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Общественное мнение, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 августа 2025 г.

|
|
Адвокатская газета, 7 августа 2025 г.
Можно ли рассмотреть иск к страховщику, если по схожим требованиям принято решение мирового судьи?

|
|
Адвокатская газета, 7 августа 2025 г.
Когда суд не вправе оставить без рассмотрения иск о взыскании убытков, связанных с ДТП?

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 7 августа 2025 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за I полугодие выросли на 11,6%

|
|
Адвокатская газета, 7 августа 2025 г.
ВС напомнил, что взыскание страхового возмещения порождает право истца на возмещение судебных расходов

|
|
Sputnik Казахстан, 7 августа 2025 г.
Обязательное страхование жилья от стихийных бедствий введут в Казахстане в 2026 году

|
|
РИА Новости, 7 августа 2025 г.
Страховая компания выплатила миллион долларов пострадавшим от пожаров в США

|
|
Агентство городских новостей Москва, 7 августа 2025 г.
РСТ: Обращений российских туристов из-за вируса чикунгунья в Китае не поступало

|
|
Ветеринария и жизнь, 7 августа 2025 г.
НСА назвал лидеров по страхованию сельхозживотных

|
|
РБК (RBC.ru), 7 августа 2025 г.
СОГАЗ начал страховать от военных рисков новостройки в новых регионах

|
|
РИА Новости, 7 августа 2025 г.
Белгородская область является регионом-лидером по страхованию свиней и птиц - НСА

|
|
BIS Journal, 7 августа 2025 г.
Банкиры и страховщики показали лучшие результаты в киберзащите

|
|
Inbusiness.kz, 7 августа 2025 г.
Нельзя уравнивать домик в ауле и коттедж в Алматы – Бозумбаев о ставках страхования жилья от стихийных бедствий

|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 7 августа 2025 г.
Страхования жилья от последствий ЧС планируют ввести в 2026 году

|
|
МК в Хакасии, 7 августа 2025 г.
Студентка из Абакана потеряла 190 тысяч, меняя бумажный полис на цифровой

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 августа 2025 г.
UIB International уходит с индийского страхового рынка после 15 лет работы

|
|
ПРАЙМ, 7 августа 2025 г.
Эксперт назвал способы сэкономить на туристической страховке

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 августа 2025 г.
NDF усиливает параметрическое страхование от ураганов

|
 Остальные материалы за 7 августа 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|